Мрачный военный юмор 2

Жанр имеет свои традиции, рожденные в ХХ веке, богатом на две большие войны и множество локальных, значительную часть которых разжигала Россия или как Российская империя, то как СССР, а как Российская Федерация. Но очень странно, что государство-агрессор подобных примеров в своей культуре нет. Попытка приблизиться к нему сделал российский режиссер Владимир Мотыль в 1967 году, но его фильм «Женя, Женечка и» катюша «» поэтому надолго положили на полку советские идеологи, назвав издевательством над войной и подвигом народа-победителя. Хотя бы один из его эпизодов вполне может не только повториться в «Блиндажи», но и иметь реальную основу для нынешней войне. Кто забыл, напомню: герой Олега Даля заблудился на линии фронта и попал под Новый год к немцам, которые приняли его, как друга, напоили-накормили и отпустили с миром, а советский солдат, в свою очередь, не воспринял противника как врага.

Еще ближе к идеологии «Блиндаж» можно поставить фильм Дениса Тановича «Ничья земля», созданный интернациональной командой 2001 года. Он возвращает к войне на Балканах, где по сюжету группа боснийских солдат заблудился в тумане, оказавшись прямо перед сербскими позиции. На нейтральной полосе в траншеи прячутся между двух огней серб и два боснийцы, причем один лежит на собственной же мини: встанет — сработает. Несмотря на очевидный трагизм ситуации большая часть ленты — тот самый мрачный военный юмор абсурда, в очередной раз доказывает бессмысленность войн как таковых, но не декларирует пацифизма. Напротив, войну показано мужской работой, которую надо делать, смирившись с ее бесконечностью. Что-то вроде сизифову труда. Обидно — но так есть.

Еще одно направление, в котором может дальше двигаться «Блиндаж» — сериал «М * A * S * H», выходивший на канале СBS в 1972-1983 годах и за это время успел получить несколько профессиональных наград. Действие происходит в основном в палатке, оборудованном под военно-полевой госпиталь, куда постоянно доставляют раненых и где периодически бывают офицеры. За основу взято одноименную ленту Робарт Олтмэна и персонажей из нее. Фильм вышел 1969, в разгар войны во Вьетнаме, но там имелась в виду все же предыдущая, корейская война. Сериал ведь не сосредотачивался на конкретном театре военных действий, показывая абсурд войны в целом. А истоки следует искать в романе Джозефа Геллера «Ловушка-22», который экранизировал Майкл Николс следующего, 1970 года: упомянутая вьетнамская кампания породила волну антивоенных лент, где пафос заменялся печальной иронией.

При желании можно найти в «Блиндажи» подобные ситуации. Вот военный капеллан в камуфляже и бронежилете приходит освятить пулемет, но нет времени, потому что оружие постоянно задействована в бою. Кроме того, далеко идти за водой, чтобы превратить ее в святую. И сам святой отец сомневается — стоит обрызгивать водой орудия убийства или нет. Другой сюжет — новобранец вздрагивает под обстрелом, а опытный воин спокойно читает Подервянского. Когда они по настоятельной просьбе новичка меняются местами, это не меняет расписаний: новичок дальше боится, опытный продолжает читать, несмотря на «Грады». Или — девочка, которая потянула со своего огорода табличку с предупреждением о минах, и бойцы пытаются найти этому рациональное объяснение.

Рано или поздно такие эпизоды имели бы сложиться для Владимира Тихого в игровой фильм, который будет полностью соответствовать потребностям времени. А они — не только в информировании граждан о том, кто с кем воюет и кто кого в конце концов победит. К слову, потенциальный победитель никогда первым воевать не идет. И важнее понять другое: война продолжается, от нее не отгородишься, а следовательно — на войне, как на войне. Показывать же кино можно и нужно не только в интернете.

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *